Общие справочники (НСИ) и мастер-данные (MDM) принадлежат организации. Управление НСИ и MDM - это постоянная программа повышения качества данных, т.е. цели не могут быть достигнуты только одним проектом. Управляющие НСИ и MDM являются органами власти, ответственными за формулирование правил золотых записей. Изменения справочных и мастер-данных требуют формализованного подхода управления изменениями. Основные и справочные данные должны реплицироваться в информационные системы компании.
Основные, корневые причины краха MDM-решений:
- – Несмотря на благие намерения, неясные бизнес-цели MDM. Например, улучшение согласованности и качества данных, обеспечение лучшего принятия решений, 360-градусные клиенты - зачем всё это? Это ли обоснование MDM-начинаниям (?), если:
- • Противоречивость отчётов - так пусть с ними потом разбираются аудиторы, санирующая организация;
- • Приток новых клиентов с улицы - на них не заработать;
- • Зачем роботизировать складские процессы, если при дешевизне рабочей силы сотня приезжих из Средней Азии резво собирает заказы вручную;
- • Голубой океан заканчивается, что будет завтра - неизвестно, далее с силосом данных пусть разбирается новый собственник.
- – До 80% инициатив мастер-данных терпят неудачу из-за неэффективного руководства, недостаточной политической воли, отсутствие в компании субъекта стратегического действия;
- – Недооценка значимости или неспособность справиться с противодействием культурным изменениям внутри компании, давление менталитета силоса / изолированные отделы - "колодцы", а не кросс-функциональное взаимодействие подразделений;
- – MDM был только ИТ-проектом, без вовлечения бизнес-подразделений;
- – MDM был реализован как разовый проект или как технология, а не как программа;
- – MDM отделён от управления данными (Data Governance) и качества данных (Data Quality);
- – MDM развёртывался внутри корпоративного хранилища данных (DWH) или ERP-системы, а не как самостоятельная обособленная платформа, равноудаленная от всех систем;
- – Узкое мышление в рамках реализации одного домена (например, данные о клиентах), а не мультидоменный системный подход (клиент-360, продуктовый каталог, организационная структура, СМК и т.д.);
- – Инициативы MDM реализовывались с использованием неподходящих технологий;
Факторы успеха MDM:
- + Строгое соответствие ценности MDM-программы корневым бизнес-целям организации. Сначала ответы на вопросы "Почему?", а затем уже увязать с "Что?" и "Как?". Фундаментальные цели в категориях:
- • такие, которые делают деньги;
- • такие, которые экономят деньги;
- • чистые новые бизнес-процессы.
Истинная цифровая трансформация заключается в способности компании зарабатывать деньги с помощью чистых новых процессов. - + Успех вероятен тогда, когда пользователи и потенциальные потребители понимают сильные стороны и ограничения MDM. Адекватные ожидания от MDM-инициатив, чтобы обеспечить долгосрочный успех;
- + Дорожная карта MDM и количественная оценка прогнозируемой доходности инвестиций;
- + Спонсорская протекция MDM-программы со стороны бизнеса на высоком уровне и сильная поддержка заинтересованных сторон;
- + Финансирование, время, ресурсы не тратятся на управление теми данными, которые не представляют существенной ценности для бизнеса;
- + Бизнес должен владеть процессом управления мастер-данными, Бизнес и ИТ должны работать вместе для достижения единого представления основных данных;
- + Создана организационная структура для обеспечения управления основными данными отдельными лицами желательным образом;
- + Начинание с создания концепции MDM, разработка стратегии, её исполнение, оценка, анализ;
- + Поступательное развитие, принцип малых побед при развёртывании программы MDM, бизнес-кейсы для повышения вовлеченности бизнеса;
- + Применение иерархии показателей объективной оценки прогресса MDM, измерение ситуации до и после. Дискретные и измеримые бизнес-результаты, которые можно описать в нетехнических терминах;
- + Продемонстрировать конкретные быстрые победы (например, устранить избыточные издержки складского хранения, стоившие XX млн. руб., и возвращаемые обратно в прибыль компании). Перевод изменение показателей в финансовые результаты;
- + Активное участие информационного архитектора;
- + Выбор оптимального MDM-концентратора, доскональная проработка того, как эта система интегрируется с внутренними исходными (OLTP) системами и внешними поставщиками данных;
- + Процессы управления MDM должны быть непрерывными, воспроизводимыми, совершенствуемыми;
- + Тестирование, тестирование, тестирование, мониторинг.