В крупных зарубежных и отечественных, особенно производственных компаниях давно разработаны, внедрены методы и практические подходы
по удержанию, распространению знаний. Созданы целые подразделения Knowledge Management (KM), призванные развивать и совершенствовать
корпоративную Систему Управления Знаниями (СУЗ). Рискуют остаться на обочине рынка те организации,
которые ещё не задумывались о необходимости менеджмента знаниями или считают: работники - вечны или "у нас и так всё хорошо [с прибылью]".
Сотрудники всегда сопоставляют, что даёт им компания с тем, что они дают компании.
Сотрудники никогда не будут отгружать свой опыт и знания на 100% в предприятия, тем более в которых отсутствует атмосфера доброжелательности,
поступательного развития, ДНК созидания.
К находящимся в сознании работников знаниям необходимо подходить как взятым в лизинг или заемным активам,
а точнее, как к активам, арендованным организацией на очередной рабочий день.
Интеллектуальный капитал = Объективированные знания компании (интеллектуальные активы, собственный капитал) + Неявные знания сотрудников (заемный капитал)
На конференции
KnowledgeConf 2019, прошедшей 26 апреля 2019г. в г. Москва,
я задал вопрос: "Надо ли выкупать знания у сотрудников?".
На что
Денис Волков (старший преподаватель Базовой кафедры Цифровой экономики Института развития информационного общества РЭУ им. Г. В. Плеханова) ответил:
«Знания = Сила, Сила = Власть. Кто просто так захочет делиться силой?»
, поэтому знания надо выкупать у сотрудников.
Позже на научно-практической конференции «Практические инструменты управления знаниями»,
прошедшей 3 декабря 2019г. в г. Москва в рамках создания Международной ассоциации управления знаниями (IKMA) НИУ ВШЭ
(организатор -
Владимир Баронов),
докладчики из крупных промышленных предприятий ("ЕвразХолдинг", международный аэропорт "Москва Домодедово", ПАО "Северсталь")
рассказали, как у них действует материальное поощрение за участие в СУЗ и какую ощутимую пользу это дает предприятиям.
В каждом предприятии внедрены и работают свои уникальные подходы и технологические инструменты: наставничество, корпоративная социальная сеть web-портал, база знаний.
Инструментов Knowledge Management существует много, а с развитием технологий будут появляться новые.
В прикреплённом ниже файле собрал инструменты KM, сгруппировал, сопроводил пояснениями.
Для тех, кто в начале пути: исходя из специфики предприятия достаточно выбрать 3-5 инструментов, применять их широко и на постоянной основе.
Теория малых дел:
рекомендуется начать с очевидного и простого - экспертным путём
определить критически важные знания и начать работать по ним по принципу «вреда нет, а польза возможна».
p.s.
И под конец немного юмора о том, что всё новое - хорошо забытое старое.
Управление знаниями придумано не вчера, оно существовало сотни и тысячи лет назад только в иных формах.
Вот, на примере многосерийного художественного фильма "Место встречи изменить нельзя", вышедшего на экраны в 1979 году, более 40 лет назад,
я увидел следующие элементы управления знаниями:
-
• Профессиональные сообщества - все работники МУРа;
-
• Материалы для новых сотрудников, Onboarding - как Гриша Ушивин (по прозвищу "6 на 9") встречает Шарапова;
-
• Помощь коллег - Жеглов отсыпает распрекрасного сахарку у Петюни;
-
• Интервью - Жеглов расспрашивает какого-то красавца (Липатникова Фёдора Петровича) на квартире Ларисы Груздевой;
-
• Разборы "полётов" - сцена спора Шарапова и Жеглова в "Фердинанде";
-
• Наставничество - 6 правил Глеба Жеглова (кстати, Дейл Карнеги отдыхает);
-
• Коучинг - Жеглов дает указания Шарапову: "Спрос, он в нашем деле дорого стоит. Спрашивать надо вовремя, чтоб в самую 10-ку лупить.... А пока присматривайся, мотай на ус, ну и, по-военному,
делай как я";
-
• Геймификация - Жеглов играет с Копчёным (Бесяевым) на интерес и добывает важные сведения;
-
• База знаний - папка Жеглова, которую он сначала шарит (от англ. "Share" - делиться) с Шараповым, а потом прячет от него;
-
• Опросник - Жеглов устно опрашивает вора-карманника Кирпича (Костю Сапрыкина);
-
• Выставки и мероприятия - Жеглов и Шарапов посещают Большой театр;
-
• Корпоративные тренинги - Шарапов, Жеглов и товарищи в ресторане "Астория" выслеживают Фокса;
-
• Корпоративная социальная сеть, лента новостей - Фокс пишет маляву записку под диктовку Шарапова;
-
• Карты компетенций сотрудников - бумажная картотека преступников, Жеглов по памяти вопроизводит профили мошенниц;
-
• Корпоративный глоссарий - Шарапов заучивает воровской сленг перед внедрением в банду;
-
• Коммуникации через мессенджеры - Шарапов звонит по телефону и просит бабаньку позвать Аню;
-
• Рабочая встреча - Шарапов приходит на стрелку с Аней;
-
• Рассказ из личного опыта (Storytelling) - Шарапов на малине рассказывает гражданам уголовничкам про свое шофёрское прошлое;
-
• Кросс-функциональная команда - Шарапов и ротный Левченко;
-
• Мозговой штурм - Жеглов с сотоварищами приходят к выводу: место операции изменить нельзя;
-
• Моделирование ситуации - Жеглов с товарищами просчитывают в подвале освобождение Шарапова;
-
• Кодификация знаний - муровцы в подвале магазина на дверь приклеивают фото Вари;
-
• Мудрость - шофёр Копытин.